Кто подставил Игоря Шувалова: войну компроматов начал бывший адвокат вице-премьера
premier.gov.ru
Кто подставил Игоря Шувалова: войну компроматов начал бывший адвокат вице-премьера Информация о сделках семьи Игоря Шувалова с акциями "Газпрома" могла попасть в западные СМИ с подачи бывшего юриста первого вице-премьера Павла Ивлева
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Кто подставил Игоря Шувалова: войну компроматов начал бывший адвокат вице-премьера
premier.gov.ru
 
 
 
Информация о сделках семьи Игоря Шувалова с акциями "Газпрома" могла попасть в западные СМИ с подачи бывшего юриста первого вице-премьера Павла Ивлева
Moscow-Live.ru
 
 
 
В свое время он отвечал за юридическое обслуживание сделок фонда, который управлял первого вице-премьера, но после "дела ЮКОСа" уехал из России в США
НТВ
 
 
 
Ивлев стал одним из доверительных управляющих фонда семьи Шувалова в конце 1990-х
runyweb.com

Информация о сделках семьи Игоря Шувалова с акциями "Газпрома" могла попасть в западные СМИ с подачи бывшего юриста первого вице-премьера Павла Ивлева. В свое время он отвечал за юридическое обслуживание сделок фонда, который управлял первого вице-премьера, но после "дела ЮКОСа" уехал из России в США.

28 марта британская Financial Times и американская The Wall Street Journal сообщили, что первый вице-премьер Игорь Шувалов и его семья заработали 80-100 млн долларов на сделках с акциями "Газпрома".WSJ, публикацию в которой привел сайт InoPressa, при этом отмечает, что за 12 лет Игорь Шувалов был одним из самых активных в Кремле поборников бизнеса.

По информации изданий, когда правительство готовило реформу по либерализации торговли ценными бумагами газового монополиста в середине 2004 года, офшорный холдинг, зарегистрированный на жену Шувалова, приобрел эти акции за 17,7 млн долларов. В результате реформы рыночные котировки акций "Газпрома" резко выросли.

Попасть в СМИ информация могла от бывшего юриста Игоря Шувалова, который занимался юридической стороной сделок семейного фонда чиновника. "Судя по характеру опубликованных документов, мы делаем вывод, что данные материалы были переданы бывшим сотрудником нашего адвокатского бюро Павлом Ивлевым для последующего раскрытия в СМИ", - говорится в письме управляющего партнера АБ "АЛМ Фельдманс" Артема Дымского, которое публикует "Эхо Москвы".

Ивлев стал одним из доверительных управляющих фонда семьи Шувалова в конце 1990-х. Шувалов тогда стал госслужащим, перестал заниматься бизнесом, и, согласно законодательству, должен был передать все свои акции и облигации в доверительное управление.

Ивлев отвечал за юридическую сторону сделок фонда, управляющего имуществом Шувалова, и мог оперировать суммой 20 млн долларов, сообщает РБК daily.

Основной причиной исключения юриста из штата Дымской называет его "активную политическую деятельность". В 2004 году Ивлев уехал из России в США в связи с возбуждением против него уголовного дела (связанного с ЮКОСом). Вместе с ним "мигрировали" документы по делам клиентов, которые вел юрист.

"Сегодня я получил от Ивлева ответное письмо, в котором он в числе прочего пишет: "Я хорошо подумал, прежде чем что-то сделать или не сделать, и, поверь мне, доказать, что я нарушил какие-либо законы или правила адвокатской этики, будет очень непросто". После этого вопроса о его причастности к этой истории у меня лично не осталось", - рассказывает Дымской.

Напомним, что бывший юрист нефтяной компании ЮКОС Павел Ивлев, который ныне живет в США, объявлен в розыск российским Интерполом - в списке значится под номером шесть. Ивлев был управляющим партнером адвокатского бюро "АЛМ Фельдманс", сотрудничавшего с ЮКОСом, а сейчас является директором "Института современной России", где пост президента занимает сын Михаила Ходорковского Павел, также живущий в США.

Защищать его в России взялся блогер Алексей Навальный, прославившийся скандальными разоблачениями коррупции во власти. Ранее Навальный рассказал, что заключил соглашение с Ивлевым и выступает не главным его защитником, а одним из адвокатов, "делающим свою часть работы".

"Ему нужна будет экспертиза по тем вопросам, с которыми я постоянно сталкиваюсь в своей повседневной деятельности. В частности, по вопросам, связанным с корпоративным правом: корпоративные расследования, корпоративные споры и так далее", - пояснил он. Связано все это, по словам Навального, с тем, что дело Ивлева скоро перейдет "в иной процессуальный статус".

Речь о том, что Ивлева могут вскоре начать судить в России заочно, как уже судили ряд бывших топ-менеджеров и акционеров ЮКОСа. Сейчас по его делу ведутся следственные действия, хотя само оно пока еще не выделено из так называемого "материнского дела ЮКОСа", откуда были "отпочкованы" оба знаменитых уголовных дела против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Павел Ивлев, получивший американское гражданство, обвиняется по тем же статьям УК России, что Ходорковский и Лебедев: его считают причастным к хищению нефти, добытой дочерними предприятиями ЮКОСа (ст.160), и отмыванию средств, вырученных от ее реализации (ст.174 ч.1). Обвинение было предъявлено заочно в 2004 году и перепредъявлено в 2005 году, рассказал сам фигурант.

При этом Ивлев не достанется российскому правосудию "очно": между РФ и США нет договора об экстрадиции, так что его высылка в Москву исключена.

Эксперты: доказать конфликт интересов в российском суде очень трудно

Сам Шувалов, комментируя ситуацию, заявил: "Будучи юристом, неуклонно следовал правилу и принципу о конфликте интересов. Перейдя на государственную службу, я вел себя так, как если бы правительство было для меня, как для юриста его клиент". "Это подтверждает и проведенная проверка Генпрокуратуры. Шувалов раскрывал всю информацию о сделках, по ним в бюджет были перечислены все налоги", - добавляют в секретариате чиновника.

В 2004 году о скором росте акций "Газпрома" говорил весь рынок. "Тот взлет акций "Газпрома" можно было угадать в связи с планами либерализации рынка продажи акций. На этом мог сыграть и Шувалов, и любой из тех, кто принимал решение по либерализации торговли акциями", - говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

"Это был период стабильного роста нефтяных цен, за которыми следовали и экспортные цены на газ. Рост капитализации "Газпрома" в краткосрочной перспективе был предсказуем", - солидарен исполнительный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Впрочем, по словам аналитика, Шувалов мог знать о скором подписании закона об экспортной монополии "Газпрома", который повлиял на капитализацию компании. Поэтому инвесторы действовали в разных зонах риска. "В данном случае руководство страны предоставляло "Газпрому" конкурентные преимущества, а это уже инсайдерская информация", - считает Корчемкин.

Бывший замминистра финансов Сергей Алексашенко считает такую "схему обогащения" Шувалова несправедливой и незатейливой: "Берешь у одного олигарха в долг, вкладываешь в беспроигрышную ситуацию, и... ты уже обладатель честно заработанного непосильным трудом", - написал он в своем блоге в "Живом Журнале".

Впервые о такой схеме написало издание Barron's Online, изложив историю о том, как летом 2004 года, Sevenkey (компания жены Шувалова) получила деньги в долг у Романа Абрамовича, одолжила их Алишеру Усманову, а чуть меньше чем через три года получила одолженное назад с доходом более 40% годовых, что позволило расплатиться с кредитом.

FT пошла дальше в исследовании операций упомянутой компании и нашла аналогичную сделку: тогда же, летом 2004 года та же Sevenkey взяла 20 млн долларов в долг у Амстердамского торгового банка (дочерняя структура Альфабанка) и вложила 18 млн через компанию Сулеймана Керимова в акции "Газпрома" накануне либерализации его рынка акций. Через три с половиной года, заработав около 400%, компания уверенно расплатилась с полученным кредитом, продав часть купленных акций.

Алексашенко напоминает, что Игорь Шувалов в то время был помощником Президента Путина по экономическим вопросам: "Если конфликта интересов не было, зачем ему было маскировать эти вложения, проводя их через компанию Керимова?"

В то, что Шувалов никогда "не лоббировал в пользу Керимова или Усманова", тоже верится с трудом, продолжает Алексашенко, достаточно вспомнить, как в период кризиса компания "Металлоинвест" получила 30 млрд рублей бюджетных денег в рамках программы поддержки стратегических предприятий без сколь-либо серьезного обсуждения и, как говорят участники, без особых на то оснований.

В то же время компания ПИК безуспешно пыталась получить аналогичную помощь от государства и договориться со "Сбербанком" о реструктуризации долгов. Успех пришел ровно тогда, когда акционеры ПИКа подарили 25% акций своей компании Сулейману Керимову, после чего и долги "Сбербанк" реструктурировал, и бюджетные деньги были выделены. За раздачу бюджетных денег, как известно, отвечал первый вице-премьер российского правительства, напоминает Алексашенко.

В отсутствии конфликта интересов Алексашенко сомневается: "Игорь Шувалов в то время был помощником президента Путина по экономическим вопросам. Кроме того, если конфликта интересов не было, зачем ему было маскировать эти вложения, проводя их через компанию Керимова?"

Определить наличие аффилированности, конфликта интересов и законность действий может суд, говорит адвокат МКА "Князев и партнеры" Владимир Юрасов. Однако на практике мало кто из высших чиновников привлекался к суду - доказать аффилированность сделки с заинтересованностью крайне сложно, потому что те доказательства, которые, как правило, имеются, суд считает недостаточными.

"В целом здесь можно говорить о конфликте интересов и инсайдерской информации, но у нас тогда не было законодательных ограничений по конфликту интересов", - считает Иван Ниненко из "Трансперенси Интернешнл".

Эксперты рассматривают всплывшую информацию о бизнесе Шувалова как часть политической игры в преддверии формирования нового правительства. Шувалов был опорой для Путина - он решал самые тяжелые для него вопросы. Поэтому план подорвать репутацию Шувалова можно рассматривать как попытку выбить опору из-под будущего президента, резюмирует издание.

Автор разоблачения Игоря Шувалова: Мы добьемся того, чтобы делом вице-премьера занялись в ФБР

Расследование финансовых дел семьи первого вице-премьера Шувалова началось с документов, переданных в Генпрокуратуру Натальей Пелевиной, председателем Международного комитета за демократическую Россию. Проживающая в Нью-Йорке, Пелевина рассказала телеканалу "Дождь", что приехала в Москву ради визита в Генпрокуратуру: "Меня вызывали в Генпрокуратуру, причем это был первый случай, когда кого бы то ни было по коррупционному делу вызывала Генпрокуратура. Меня вызывал Семин, бывший прокурор Москвы, ныне отвечающий за антикоррупционный департамент, и задавал мне очень конкретные вопросы, что меня в тот момент навело на мысль, что они действительно этим делом собираются заниматься.

Я еще с тех пор была там два раза, после первого моего визита лично к Семину. Последний раз я была там 2 недели назад, я носила туда переводы, будете смеяться, потому что документы многие на английском языке, мы же имеем дело с офшорами, они говорят: переведите, пожалуйста, принесите".

"Мы хотим, чтобы это было известно не только в России, и проверка велась не только Генпрокуратурой, на которую, конечно, надежд мало... Мы хотим поднять дело против Швидлера, американского гражданина, в FBI, и против Усманова - в Великобритании, где он проживает. Если это выйдет за пределы России, я думаю, что дело станет и для них значительно более серьезным, чем им кажется сегодня", - заявила Пелевина.

Шувалова могут бросить на Дальний Восток

Сверхуспешный бизнес семьи первого вице-премьера Игоря Шувалова может стать поводом его ухода из органов исполнительной власти. Скорее всего, он возглавит придуманную Сергеем Шойгу корпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока, считают "Ведомости".

Шувалов, скорее всего, уйдет из кабинета министров даже несмотря на то, что у него очень хорошие отношения с будущим премьером Дмитрием Медведевым, сказал изданию человек, близкий к Кремлю. Но Путин и Медведев не станут обижать верного солдата (солдатом ранее себя называл сам Шувалов), ему найдут "интересную и нужную работу".

У Шувалова "очень развито чувство бизнеса", характеризует его чиновник одного из ведомств экономического блока: он будет органично выглядеть во главе какой-нибудь госкорпорации. Идеальным местом могла бы быть корпорация развития Сибири и Дальнего Востока: Шувалов хорошо знаком с обстановкой на Дальнем Востоке, он курировал стройку к саммиту АТЭС, у него в регионе хорошая репутация.